© М.Ю. Бордюговский
СУПЕРЛАТИВ (Superlativ)
Суффиксы „-ЕЙШ-“, „-АЙШ-“ |
САМЫЙ + ADJEKTIV
|
Вена – крупнейший* город Австрии.
N.N. – богатейший** человек Австрии. Монблан – высочайшая*** вершина (Gipfel) Европы. |
Вена – самый большой город Австрии // в Австрии. (Umg.)
N.N. – самый богатый человек Австрии // в Австрии. Монблан – самая высокая гора (Berg) Европы // в Европе.
|
* Крупн-ый + -ЕЙШ- + -ий = крупнЕЙШий (Крупный – groß)
** Богат-ый + -ЕЙШ- + -ий = богатЕЙШий
*** Высок-ий + -АЙШ- + -ий = высочАЙШий (Konsonantenwechsel [ К // Ч ] )
Суффикс -АЙШ- употребляется (wird verwendet) после согласных (Konsonanten) “Г”, “К”, “Х”, при этом всегда происходит (stattfinden) чередование согласных (Konsonantenwechsel):
Строгий (streng) – строжайший (строжАЙШий) [Г // Ж]: В этой фирме строжайшая дисциплина.
Глубокий (tief) – глубочайший (глубочАЙШий) [К // Ч]: Это глубочайшее заблуждение. (Irrtum)
Тихий (leise; still; ruhig; sanft) – тишайший (тишАЙШий) [Х // Ш]: Мой дядя – тишайший человек.
ВНИМАНИЕ! Хороший → → → ЛУЧШИЙ: Это лучший вариант. (= Это „самый хороший“ вариант)
Это лучшее решение. (Entscheidung) (= Это „самое хорошее“ решение)
Плохой → → → ХУДШИЙ [хУчьшый // хуЧЬШий]: Это худший вариант. Это худшее решение. Это худший день в моей жизни. (= Это „самый плохой“ день в моей жизни)
Маленький → → → МЕНЬШИЙ: Это меньшее зло. (Übel, Böse) (= Это „самое маленькое“ зло); Это меньшая потеря. (Verlust) (= Это „самая маленькая“ потеря)
В книжной речи (Schriftsprache) ещё употребляются (verwendet werden) такие способы (Art und Weise) образования (Bildung) суперлатива:
НАИ-* + Adjektiv: Это наилучший вариант. (= самый лучший вариант) Это наихудшее решение правительства. (= Это „самое плохое“ решение правительства (Regierung)) Это наименьшая потеря. (= Это „самая маленькая“ потеря)
Наихудший [наихУчшый // наихуЧШый] сценарий: События (Ereignisse) после взрыва на третьем энергоблоке АЭС (атомной электростанции) в N. развиваются (sich entwickeln) по наихудшему сценарию.
Всего наилучшего! (= в конце письма или e-mail’a; ≈ Ich wünsche Ihnen „das Allerbeste“!)
* НАИ- ≈ „aller-“ im Deutschen
НАИБОЛЕЕ + Adjektiv: Это наиболее интересное решение. („наиинтереснейшее“ ist unmöglich) Это наиболее сложное (schwierig, kompliziert) задание. (Aufgabe) („наисложнейшее“ ist unmöglich)
ЗНАЧЕНИЯ (Bedeutungen) ФОРМ СУПЕРЛАТИВА
“№ 1”
|
“Очень-очень” |
Ф. Хундертвассер – самый известный* австрийский архитектор. * Известный – bekannt
Сборная (Auswahlmannschaft) Бразилии по футболу – сильнейшая* в мире. * Сильн-ый (stark) + -ЕЙШ- + -ий = сильнЕЙШий Богатейший человек России – не Роман Абрамович, как многие (= многие люди) думают, а Олег Дерипаска.
|
Ф. Хундертвассер – известнейший* австрийский архитектор. * Известн-ый + -ЕЙШ- + -ий = известнЕЙШий
Сегодня у бразильцев – сильнейшая команда.
У него богатейшая библиотека. (= У него “очень-очень” много хороших книг) |
ВНИМАНИЕ! “Самый + Аdjektiv” всегда имеет значение (Bedeutung) “№ 1”
Значение „очень-очень“ имеет и конструкция „ОДИН ИЗ + Gen. Plur.“:
|
(а) N.N. – один из богатейших людей планеты.
// (б) N.N. – один из самых богатых людей планеты.
(а) N.N. – один из талантливейших молодых писателей России.
// (б) N.N. – один из самых талантливых молодых писателей России.
(а) N.N. – одна из влиятельнейших* женщин мира.
// (б) N.N. – одна из самых влиятельных женщин мира.
* Влиятельный (einflußreich) + -ЕЙШ- + -ий = влиятельнЕЙШий
Это одно из худших решений (Entscheidungen) правительства. (Regierung)
* * * * *
Байкал – глубокий (Konsonantenwechsel [К // Ч]) озеро – мир
(а) Байкал – ………………………………………………………………………………….
(б) Байкал – ………………………………………………………………………………….
Эверест // Джомолунгма – высокая ([К // Ч]) вершина (Gipfel) // гора (Berg) – мир
(а) Эверест // Джомолунгма – ……………………………………………………………... ……………………………………
(б) Эверест // Джомолунгма – ……………………………………………………………….……………………………………
НО (Aber): Высокий → → → → → Высший [вЫшшый // выШШый]: Высшее образование. (Hochschulbildung) – Я учусь в университете, потому что хочу получить высшее образование. Высшая математика. Высшая оценка (Note) в российских школах и университетах – „5“ („пятёрка“ [питЁрка]), а низшая [нИшшая // ниШШая]– „1“ („единица“ [йидинИца // ЙИдиница]). „2“ („двойка“) – тоже низшая оценка.
Албания – бедная страна – Европа
(а) Албания – ……………………………………………………………...………………….
(б) Албания – ………………………………………………………………………………….
N. – бедная страна – мир
(а) N. – одна из (+ Gen. Plur.) ………………….………………………...………………….
(б) N. – одна из (+ Gen. Plur.) ……………………………………………………………….
Бразилия – интересная страна
(а) Мне кажется, Бразилия – ……………………………………………………….. (= № 1) страна в Латинской Америке.
(б) Бразилия – ……………………………….………………….. (= “очень-очень”) страна.
N. – интересная страна – мир
(а) N. – одна из (+ Gen. Plur.) ………………….………………………...………………….
(б) N. – одна из (+ Gen. Plur.) ………………………………………………………………..
Прага – красивый город
(а) Прага – …………………………………………………………………………....... (= № 1 в Европе)
(б) Прага – ……………………………………………………………………………… (= “очень-очень” красивый город)
N. – красивый город – мир
(а) N. – один из (+ Gen. Plur.) ………………….………………………...………………….
(б) N. – один из (+ Gen. Plur.) ………………………………………………………………..
Венский университет – старый и известный университет – Австрия
(а) Венский университет – …………………………………………………………….……. …………………………………………………………………………………………………..
(б) Венский университет – …………………………………………………………………...…………………………………………………………………………………………………..
А.С. Пушкин – великий [К // Ч] русский поэт
(а) А.С. Пушкин – …………………………………………………………………… (= №1 )
(б) А.С. Пушкин – …………………………………………………………………….... (= “очень-очень” великий)
Мария Шарапова – популярная российская теннисистка
(а) Мария Шарапова – ………………………………………………………………………. …………………………………………………………………… (= № 1)
(б) Мария Шарапова – ……………………………………………………………………… …………………………………………………. (= “очень-очень” популярная)
Маркус Роган – сильный австрийский пловец
(а) Маркус Роган – …………………………………………………………….…………….. (= № 1)
(б) Маркус Роган – ………………………………………………………………………….. (= № 1)
N. – сильный теннисист – мир
(а) Сегодня N. – один из (+ Gen. Plur.) ………………….……………...………………….. ………………………………………………………………………………………………….
(б) Сегодня N. – один из (+ Gen. Plur.) …………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………..
Известный (-ная) телеведущий (-щая) (= модератор)
N.N. – …………………………………………….…… (= “очень-очень” известный (-ная)) телеведущий (-щая).
N.N. – красивая девушка
N.N. выиграла (hat gewonnen) “Конкурс красоты” (Beauty contest) и стала (кем? = + Instr.)
(а) ……..…………………….…………………………………..…………………………
(б) …………………….…………………………………………...………………………..
России 2011-го (две тысячи одиннадцатого) года.
Сборная (Auswahlmannschaft) Португалии – опасный (gefährlich) противник (Gegner)
(а) Сборная Португалии – ………………………………………..................................................... (= противник № 1)
(б) Сборная Португалии – ……………………………………………………………………............. (= “очень-очень” опасный противник)
Это было – трудное (schwierig) задание (Aufgabe)
(а) Это было ………………………………………………………………………...... (= № 1)
(б) Это было ………………………………………………………………………....... (= “очень-очень” трудное)
Трудное задание
(а) Это было одно из (+ Gen. Plur.) ………………….……………...………………………
(б) Это было одно из (+ Gen. Plur.) ………………………………………………………… …………………………………………………………………
Тяжёлый характер
У него (У неё) ........................................................... характер. (= “очень-очень” тяжёлый)
Он // Она – добрый человек
Он // Она ………………………………………..…………….................. (= “очень-очень” добрый)
Он // Она – умный человек
Он // Она…………………………………………..……………....... (= “очень-очень” умный)
Он // Она – мой злой (böse, boshaft) враг (Feind)
Он // Она мой ……………………………………………..……………. (= “очень-очень” большой враг)
Строгий (streng) преподаватель // препод (Umg.)
(a) N.N. – ……………………………………………………………....... (= № 1) преподаватель // препод на факультете.
(б) N.N. – …………………………………………………………..... (= “очень-очень” строгий) преподаватель.
Строгая дисциплина
У нас в семье всегда была …………………………………………………………. (= “очень-очень” строгая) дисциплина.
Глубокое ( = “очень-очень” большое) [К // Ч] заблуждение (Irrtum)
(а) Думать, что все люди добрые и хорошие, – это ………………………………………...……………….. заблуждение. (= заблуждение № 1)
(б) Думать, что все люди добрые и хорошие, – это ………………………………………...................... (= “очень-очень” большое) заблуждение.
Скучная книга
(а) Это ………………….……………...………………….. книга, какую я только читал (читала) в жизни. (= № 1)
(б) Это ………………………………………………………….......... (= “очень-очень” скучная)
Мудрый (weise) человек
Моя бабушка – …………………………………………… (= “очень-очень” мудрый) человек.
N. – влиятельный (einflußreich) политик страны
(а) Сегодня N. – один из (+ Gen. Plur.) ………………….……………...………………….. ………………………………………………………………………………………………….
(б) Сегодня N. – один из (+ Gen. Plur.) …………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………..
Счастливый [щисьлИвый // щиСЬливый(Assimilation!)] человек
(a) Я сдал (сдала) (ablegen) все экзамены! Сегодня я ……………………………………………… (= № 1) человек на свете! (auf der ganzen Welt)
(б) Я сдал (сдала) все экзамены! Сегодня я ………………………………………………….............. (= “очень-очень” счастливый) человек!
Счастливый день – моей жизни
(а) Это был один из (+ Gen. Plur.) ………………….……………...………………………. ………………………………………………………………
(б) Это был один из (+ Gen. Plur.) ……………………………………………………….. …………………………………………………………