Русский язык как иностранный
сайт Михаила Бордюговского
Последние статьи
02.01.2015
КЛИШЕ_ФРАЗЫ_ДИАЛОГИ
01.01.2015
КЛИШЕ_ФРАЗЫ_Ответы // Ответики (:-)))
Все статьи
Последние комментарии
Случайные фотографии
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Монте Палатино (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
Все фотографии

Мысли и заметки

„ЗОЛОТОЕ  ПРАВИЛО  НРАВСТВЕННОСТИ“

       „Поступай по отношению к другому человеку так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе“. Чёрт, не выговоришь и сразу, с ходу не напишешь – сам язык не принимает той лжи, что заключена во фразе.

       Далее процитируем самих себя: „Человек становится взрослым тогда, когда перестаёт ждать и тем более требовать, чтобы окружающие относились к нему так, как он бы хотел, чтобы к нему всегда относились. Когда забывает “золотое правило нравственности”, по крайней мере, изживает ту надежду, ту иллюзию, что окружающие его твёрдо помнят и у них нет большей заботы, кроме как “применить его” к нам. “Золотое правило нравственности” – это не для нас, точнее, не в отношении к нам как “объекту”, “не здесь и не сейчас”, а вообще никогда. Когда, наконец, перестаёт быть тираном-режиссёром, расписывающим за окружающих их малейшие поступки и реплики вплоть до последней запятой, а … как бы это лучше сказать? – ну просто живёт, по возможности хорошо делает своё дело и смиренно, с благодарностью принимает то обстоятельство, что другие люди – они такие, какие они есть, и наше отношение к этому факту, наши желания не в силах что бы то ни было изменить“.

       Будем честны перед самими собой: “золотое правило нравственности” – всего лишь частный случай принципа “Хочу, чтоб всегда всё было, как я хочу”. И впрямь, сказать по совести, дорогой читатель, какая часть максимы вам ближе – „Поступай…“ или „… как ты хочешь (то бишь ждёшь), чтобы поступали по отношению к тебе“? На что быстрей и охотней откликается ваше сердце, что вам легче даётся, какому принципу вы готовы бескорыстно следовать? Или, например, если некто твердит, что наш долг – и святой, и человеческий – помогать и поддерживать друг друга, иначе, мол, люди уж не люди боле, но звери кровожадные, то чего скорее от него дождёшься: в самом деле помощи или он, не задумываясь, воспользуется вашим бескорыстием, а своё прибережёт до лучших времён? 

       О том, насколько важную роль играет это правило в нашей жизни, говорит хотя бы такое обстоятельство, что наибольшие страдания, максимальную угнетённость духа испытываем мы в тех случаях, когда нарушается по отношению к нам „ЗПН“, когда не получается „всё так, как я хочу и жду“.

       Доведём силлогизм до логического завершения (или абсурда – неважно): фактически это известная христианская заповедь, вывернутая наизнанку: пусть ближние – и дальние, без разницы! – полюбят меня, как самих себя, полюбят меня более, нежели самих себя!

       В общей массе переживаемых нами неприятностей львиная доля принадлежит тем, кои доставляют нам окружающие, нежели мы сами. Причиняют по двум основным причинам: (1) нарушают „золотое правило нравственности“;  (2) выходят из-под контроля, ведут себя не так, как нам хотелось бы, чтобы они вели себя по отношению к нам. В сущности, это одно и то же, и никакого „золотого правила“ на самом деле нет. Есть только „хочу, чтобы всегда было, как я хочу“. И даже если источником неприятностей выступаем мы сами, всё равно основная ответственность и вина ложится на окружающих: почему они, даже если я и сделал глупость или подлость, их спровоцировал, обманул, поступил жестоко, почему они повели себя именно так, как повели – зло, агрессивно, стали смеяться надо мной, отвечать ударом на удар, сводить счёты? Почему не захотели понять меня, отнестись более снисходительно? Наконец, явить смирение, по-христиански простить? Отнестись ко мне по-доброму, со вниманием и лаской? Пойти мне навстречу, предложить свою помощь? Почему не применили ко мне „золотое правило нравственности“? Почему, наконец, поступили не по заповедям? 

       Они могли всё это сделать, но не захотели – значит, они тоже виноваты, виноваты едва ли не больше, чем я сам.             

       Таким образом, „Золотое правило“ нравственности в его обыденном, практическом применении: я ожидаю – нет, требую! – чтобы окружающие относились ко мне, так, как они хотели бы, чтобы etc., за мною же пусть всегда остаётся свобода выбора.  „ЗПН“ – это всего лишь частный случай общего принципа, характеризующего наше самое искреннее, глубокое отношение, самое чистое, сокровенное „ожидание“ от соприкосновения с миром: „Почему люди не такие, какими мне хотелось бы их видеть? Почему люди не ведут себя так, как, по моим представлениям, было бы правильным им себя вести? Почему они не любят меня так, как я сам люблю себя? Считаю, более того, свято верю, от этого выиграли бы все: и я, и „мир“, и люди; и вся наша жизнь стала бы только лучше и краше“. 

       Собственно, аналогичную методологию можно применить и ещё к одному не менее расхожему пожеланию: „Не судите, да не судимы будете“. Следствия те же самые: от окружающих я жду – безусловного исполнения второй части максимы – настаиваю категорически! – за собой же оставляю право высказывать любые суждения в адрес знакомых и незнакомых мне людей; по поводу всего меня окружающего и происходящего. А уж чего в ваших суждениях больше, „негатива“, „позитива“ ли – решайте, разбирайтесь с этим сами.

       Итог: не „Поступай по отношению к другому человеку так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе“, а „Хочу, чтобы всегда всё было, как я хочу“. Это гораздо более корректная формулировка „Золотого правила нравственности“.

 

Возврат к списку