Русский язык как иностранный
сайт Михаила Бордюговского
Последние статьи
02.01.2015
КЛИШЕ_ФРАЗЫ_ДИАЛОГИ
01.01.2015
КЛИШЕ_ФРАЗЫ_Ответы // Ответики (:-)))
Все статьи
Последние комментарии
Случайные фотографии
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
Все фотографии

Мысли и заметки

САМОЕ  НЕПОНЯТНОЕ

       [[ Просто, видно, хотел сказать: при общении, сколь бы задушевным, близким, сердечным оно ни было, всё равно, наверно, остаётся некая часть души, сердца, которая в него, общение, не вовлечена. А если человек всё же стремится к такой вот всеохватности, “тотальности” взаимных дум и переживаний, жаждет непременно “слиться” без остатка, всего себя, со всеми тайниками и закоулками души “отдать” и столь же многое приобрести в ответ, то, наверно, не нужно, ложно всё это и вряд ли чем – при высочайшей искренности и благородстве первоначальных побуждений – хорошим обернётся; есть в этом, как ни странно, нечто губительное, удушливо-мертвящее. ]]

ГАРМОНИЯ  ВНЕШНЯЯ  И  ГАРМОНИЯ  ВНУТРЕННЯЯ 

       Будем различать два типа гармонии: внутреннюю и внешнюю. Итак, внутренняя: гармония, которая, понятно, внутри нас, то есть, например, “Я и мой «внутренний мир»”, “я и Бог” (“Никого в подлунной нет, // Только я и Бог. // Знает только Он мою // Мёртвую печаль...” (И. Бунин)). Внешняя: любая иная. (= “я и «другие»”). И многие психотерапевтические проповеди именно к тому и сводятся, что должно человеку обрести в первую очередь внутреннюю гармонию, гармонию с самим собой, а уж внешняя, та, что связана с межличностными контактами и отношениями, из коих во многом складывается и от коих решающим образом зависит, тогда как-то сама собой приложится.

       Обрести гармонию внутри себя самого, с самим собой (а тем более с Господом Богом) необычайно сложно, пожалуй, наиболее сложно – это удел вообще, наверно, лишь “избранников судьбы”, “счастливцев праздных” (либо чрезвычайно деятельных натур, всецело увлечённых своим делом). Уж если суждено, то  чаще всего – в других, в отношениях с внеположными “сущностями” и субъектами (например, муж и любовник, жена и любовница – они как две половинки ореха, идеально слиты друг с другом, в нашем восприятии, в наших отношениях с ними дополняют и надстраивают друг друга до желанной полноты: “Мы с тобой точь-в-точь орешек // Под двойною скорлупой...” (А.С. Пушкин) – только здесь “мы” надо, безусловно, заменить на “они” // “вы”:  “Они” // “Вы” для меня “точь-в-точь” орешек, а я сам (я сама) в стороне, ни при чём); коллеги по работе (эти могут составить некое мозаичное панно или паззл) и проч.). При этом, не исключено, происходит и такая вещь: чем больше людей вне нас, с которыми выстраиваем и поддерживаем гармоничные отношения (коллеги по работе, персонажи личной жизни, спутники в походах “выходного дня” и т.п.), тем более „нетронутым“, „не возмущаемым“ никем и ничем остаётся наше внутреннее “Я”, наш душевный и духовный мир – они, как в волшебном сне, замирают в своей неизменности и самодостаточности. Чем более гармонии и высшего порядка обретаем мы вовне, в отношениях с другими людьми, тем более совершенным, не поддающимся каким-либо воздействиям извне, принадлежащим только нам самим остаётся и пребывает наш душевный мир. Обрести гармонию только и единственно внутри себя значительно сложнее, а во многих случаях это вообще не нужно – желательно, но не необходимо. Часто достаточно одной лишь внешней гармонии – в отношениях с другими людьми; тогда они, эти люди, постоянно трансформируются, подвергают себя всевозможным изменениям – но не ты сам, всегда остающийся равным самому себе, умиротворённым, непротиворечивым внутри себя самого. Общается с “ними” – да будут они благословенны и счастливы – твоё внешнее “Я”, а вечным и неизменным, бесконечно самодостаточным, счастливо убежавшим той участи, чтобы подвергаться чьему бы то ни было влиянию, остаётся твоё сокровенное, метафизическое “Я”, твоё единственное и самое главное сокровище.

       Обрести гармонию внутри себя, с самим собой удаётся далеко не всегда; внешняя гармония – цель не менее желанная. Гармония с самим собой – наиболее сложная, поскольку, наверно, есть прежде всего гармония с Богом, в Боге, а Бог и вне, и внутри, в сердце человека; Бог, наверно, и есть (отчасти, конечно, лишь в той мере, в какой Он явлен человеку) соединение гармонии внутренней и внешней.

         А ведь это тоже славно: гармония если не внутри нас либо не столько внутри – сколько „вне“, „снаружи“. Поэтому столь сложно бывает прекратить отношения – раздражённым ли словом, поспешным отказом, неверным расчётом – ведь всё равно, что взять и расплющить молотком орешек, то есть разрушить гармонию – гармонию, уравновешенность между людьми, которые, быть может, и не ведают о существовании друг друга (например, муж и любовник // супруга и любовница // друзья и знакомые), но необыкновенно важны для нас, и даже не для нашего духовного самочувствия – нет, важны и значимы сами по себе, как “крупные игроки”, благоустрояющие, направляющие всё в мире к лучшему – и при этом, возможно, не ведающие, сколь важная роль во вселенских делах им принадлежит.

 

Возврат к списку