Русский язык как иностранный
сайт Михаила Бордюговского
Последние статьи
02.01.2015
КЛИШЕ_ФРАЗЫ_ДИАЛОГИ
01.01.2015
КЛИШЕ_ФРАЗЫ_Ответы // Ответики (:-)))
Все статьи
Последние комментарии
Случайные фотографии
  • <p><strong>Рим. Монте Палатино (апрель 2010)</strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
Все фотографии

Мысли и заметки

О  ЗАБЛУЖДЕНИЯХ

       Освоение, объяснение чего-то нового, неведомого при помощи, посредством уже хорошо нам известного (чего-то, хорошо нам знакомого и привычного (так, во всяком случае, нам кажется), неких вещей и понятий, в истинности которых мы почти не сомневаемся, и  затем желание спрогнозировать поведение, возможные реакции этого “нового” в ответ на наши попытки как-то управлять его поведением и воздействовать на него в наших целях и интересах – вполне универсальная человеческая стратегия, наверно, столь же правильная, сколь и ложная, всё дело заключается в искусности и разумности её применения. Иллюстрации:

       (1) Перенесение на изучаемый иностранный язык принципов и правил своего родного языка, буквальный перевод структур мысли родного языка на иностранный, в результате чего, говоря „психолого-педагогическим языком“, возникает  „интерференция“. Многие тексты и высказывания, порождённые ещё не в полной мере квалифицированными студиозусами, свидетельствуют прежде всего об их собственном языке, раскрывают его строй во всей обнажённости и недвусмысленности.

       (2)  Убеждение, что “другие люди – они приблизительно такие же, как и я”, поэтому что хорошо для меня, будет столь же положительно приниматься и ими. – Здесь наблюдаем проекцию своих мыслей, представлений, мотивов поведения на других людей, вообще, своего образа мыслей и „чувствования“, своей „субъективности“ на столь же реальных, как и мы, но всё же состоящих из иной плоти и крови людей. Если не остановиться в этом занятии, то весь мир может предстать гигантской проекцией нашего “эго”, наших чувств, мнений, вкусов, в общем, царством нашей субъективности, вкусовщины. И тогда с реальностью можно делать всё, что угодно, всячески её уродовать, коверкать, искажать, поскольку она вообще перестаёт существовать либо выступает послушной служанкой наших интересов, прихотей, капризов, перепадов настроения.

       (3)  В религиозном мышлении, в христианских теологических доктринах перенесение идеи цикличности жизни (“тёмная полоса” – “светлая полоса”,  “ухудшение” – “улучшение” и т.д.) на область посмертного существования вкупе с „концепцией“ воздаяния за “добрые” и “злые” дела, её активнейшей „эксплуатацией“. Подобное (= воздаяние, наказание) изредка наблюдается и в земной жизни; но в религиозном учении этому принципу придаётся уже фундаментальное значение, он разрастается совсем уж до неимоверных размеров.

       И, безусловно, величайшее заблуждение, колоссальная ошибка полагать, что поведение других людей, пусть даже самых близких, и их отношение к нам будет соответствовать нашим представлениям и ожиданиям, как должно и правильно им вести себя – наивно рассуждать и строить на этом свои жизненные расчёты. – “Почему кто-то другой должен быть для тебя подушкой или одеялом?”; “Кто вам сказал, что „А“ должен служить вам подушкой под голову, что он должен быть для вас свет, а не тьма? Кто вы сами? Каковы ваши тенденции? Чего вы ищете?” (А. Ухтомский );  “Я пришёл в этот мир вовсе не для того, чтобы оправдать твои // ваши ожидания” (психотерапевтическая максима) и т.д.

       Выход и методологически грамотное поведение – излишне этим не увлекаться, а ещё лучше – вообще отречься от следования по этому самому лёгкому и, чаще всего, совершенно ложному пути, не лениться и для каждой ситуации подбирать новый модус, алгоритм её разрешения.  (Надо же, так сразу и не додуматься…)

 

Возврат к списку