Русский язык как иностранный
сайт Михаила Бордюговского
Последние статьи
02.01.2015
КЛИШЕ_ФРАЗЫ_ДИАЛОГИ
01.01.2015
КЛИШЕ_ФРАЗЫ_Ответы // Ответики (:-)))
Все статьи
Последние комментарии
Случайные фотографии
  • <p><strong>Рим. Монте Палатино (апрель 2010)</strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Монте Палатино (апрель 2010)</strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
Все фотографии

Мысли и заметки

О  РОДИНЕ

       Всё, что произошло и происходит со страной, – причины следует искать в свойствах души её народа. Русское сердце не приемлет строгой организации жизни, поддерживаемой однообразным, размеренным, монотонным, “усидчивым” трудом, русская психика долго такого не выдерживает и срывается, уходит в хаос, разгул и разрушение.

       Возможно, хаос – единственно чаемая, желанная русская стихия, подобно тому как строгий порядок и организованность – преобладающая атмосфера Запада. Как только русская жизнь начинает обретать некое подобие строгости и организованности, так в русской душе рождается непреодолимое желание избежать, уйти любой ценой от давящей регламентированности, скуки, монотонности, однообразия трудовой и общественной жизни – пусть и ценой разрушения уже с таким трудом созданного, организованного. – Старый анекдот (в смысле „поучительная история“) о русских купцах, сидевших в одном из роскошных парижских ресторанов. Сидели-сидели, и потом до того им тошно сделалось от всей этой „умеренности и аккуратности“, что взяли и разбили „трюму“ – невмочь им боле стало выносить. И Февральская, и Октябрьские революции и были таким “разбиением трюмы”.

       Ведь Порядок означает нести ответственность, поддерживать и укреплять существующий строй вещей – прежде всего, удручающе-монотонным, каждодневным усилием. Душа сохнет, черствеет, тоскует и стремится на волю. 

       Страшное дело, русскому человеку всё это по большей части претит, и его психика долго такой нагрузки не выдерживает. Нагрузку социальных переворотов, гражданских войн, террора и репрессий выдерживает, а такой размеренной и благообразной жизни – нет. Парадокс, загадка… Хотя нет, наверно. Хаос – возможность (пусть и мнимая, мало того, гибельная) воображать и переживать как сбывшееся любые роли и сценарии, целиком отдаться пьянящей стихии и насладиться сполна ею порождаемыми баснословно яркими, небывалыми ощущениями.

       Все эти рассуждения “о грядущих исторических судьбах России”, “о её роли и месте в мировой истории” и “особой миссии”, вся эта “тревога и боль” за её народ – от их, судеб, ролей, мест etc. полной непредсказуемости, потому что в душе и мыслях народа-богоносца творится такое… И никому отчего-то не приходит в голову предаваться тяжёлым думам об  “исторических судьбах Америки, Франции, Австрии” и т.п. Всё ясно, ведь степень прогнозируемости поведения тамошних жителей неизмеримо выше и душа “у них” совсем другая…

       И, конечно, это тоже важно: каждый такой переход от более или менее “нормальной”, упорядоченной жизни, каждое такое “низвержение в хаос” сопровождается – неверно, вообще начинается с того, что общество, значительное количество его членов впадает в интенсивно-длительное истерически-психозное состояние. Схема, словом, такая: Относительная упорядоченность, размеренность → → → Психоз → → → Низвержение в хаос → → → Похмелье, боль потерь → → → Горестные стенания и сожаления, оплакивание утерянного, былого. В сумме получается то, что один из историков (М. Гефтер) назвал “особым путём // способом развития” – „путём поражений и катастроф“. Иных стран помимо России в качестве примеров, наверно, и нет.

       Хотя многое за последние 20 – 25 лет всё же поменялось. “Народному сознанию” была произведена могучая прививка “потребительских ценностей”,  и мелкобуржуазный строй мыслей, чувств, ценностей стал едва ли не господствующим. – Нет, не совсем точно, стремительное „ буржуазное перерождение“ началось ещё при Хрущёве – как только появились хоть какие-то товары „массового спроса“ и возможности для обустройства индивидуального, „личного пространства“ (собственная квартира, дача, дом, участок земли и т.п.). При Брежневе таких возможностей стало значительно больше, и „потребительская идеология“ пустила ещё более глубокие корни в умах и душах соотечественников. Перестройку народ в массе своей встречал убеждённым „потребителем“, в чём, наверно, и кроется причина, что события 1991-ого и последующих годов обошлись без большой крови и войны: консьюмеристы революций не устраивают, их место не на баррикадах, а на рынках, в кафе и ресторанах, в магазинах стройматериалов, на курортах и т.д. А после 91-ого года в стране, возможно, впервые в истории, сложилась уникальная ситуация, когда потребительство как „основополагающая идея“ „народного бытия“, „средостение народного духа“ и как стиль жизни действительно стало массовым и охватило все без исключения слои, группы, страты населения*. Отчего так, разъяснял ещё „исторический материализм“: наука действительно стала „реальной // ведущей производительной силой“; за счёт в высшей степени разумной, рациональной организации производства и новых технологий стал возможным выпуск товаров ну просто в гигантских количествах, и даже такой громадный, бездонный  рынок, как российский, – получилось и его удовлетворить. И даже, наверно, не стоит как-то пылко осуждать „народ Божий“, „народ православный“, что он весь сегодня погрузился в эту „тину нечистую // Мелких помыслов, мелких страстей“ (Н.А. Некрасов) и всё никак не насытится: такой перспективы не было у нас с самого основания государства Российского, „отложенный спрос“ накапливался более тысячи лет. Память предков, мечтавших о „нормальной человеческой жизни“, но лишённых малейшей к тому возможности, тоже требует уважения.

       И если так пойдёт и дальше, то всё-таки, наверно, возможным станет отход от прежних схем. Процессы в „народном сознании“, в „русской душе“ при всей их, как некоторым кажется, убогости, отталкивающей примитивности разворачиваются нешуточные, прямо скажем, вселенские, тектонические.

       * Здесь опираемся на мысль Е. Пищиковой (см. её книгу „Пятиэтажная Россия“ – М.: Ключ-С, 2009) 

ГЛАВНЫЕ  БОГАТСТВА  РОССИИ

       Главные богатства России – земля, почвы, леса, реки и, конечно же, как ещё говорили во времена социализма, – люди. История страны – это ещё и история того, как народ, точнее, элита, распоряжается, использует эти богатства – себе во благо или же как-то иначе. Особенно важно последнее из списка – люди, тут очень многое можно сказать, привести множество весьма „ярких примеров“, характеризующих страну и людей, её населяющих, их отношение друг к дружке: Смутное время, крестьянские восстания, Пётр Первый, революции и гражданские войны, ГУЛАГ, террор, репрессии etc.

Возврат к списку