Русский язык как иностранный
сайт Михаила Бордюговского
Последние статьи
02.01.2015
КЛИШЕ_ФРАЗЫ_ДИАЛОГИ
01.01.2015
КЛИШЕ_ФРАЗЫ_Ответы // Ответики (:-)))
Все статьи
Последние комментарии
Случайные фотографии
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
Все фотографии

Мысли и заметки

О   МЕЛОЧАХ

       Мир состоит не из фактов, как говаривал Л. Виттгенштейн (Die Welt ist die Gesamtheit der Tatsachen, nicht der Dinge”), но единственно из мелочей. Мелочи – словно глисты и бактерии, они изнутри пожирают нашу жизнь. Ни с каким большим, важным делом не сладишь, пока не управишься с мелочами. Но на это чаще всего уходит вся жизнь.

О   ПУТЕШЕСТВИЯХ,   ИХ   ЦЕННОСТИ

       … Душа возвращается в те места, где некогда обретала уже блаженство, где забывалась в первоначальных сладчайших снах… // забывалась в первоначальных, сладостных и счастливейших снах… // блаженство, являвшееся ей в самых сладостных и счастливых снах... (Нет, правда, именно такое чувство было на Золотых воротах в Константинополе, на Монте Палатино в Риме, в Неаполе на горе, где крепость (не помню сейчас, как называется, но оттуда лучший вид на залив и Везувий))

БАБЫ

       Эх, бабы... От рождения, самой природою дано им вдесятеро больше, чем нам, мужикам. Чуть ума, хитрости, притворства – и всегда нас в дураках оставят...  // Несколько в иной модальности: Им (бы) чуть ума, хитрости etc. ...”

МУЖЧИНЫ   И   ЖЕНЩИНЫ

       Мужчины, конечно, посильнее физически, а женщины – на порядок – психологически (сюда же истерия как высшее проявление их внутренней силы). И с тех пор как применение физической силы по отношению к женщине стало караться законом, в извечной войне полов” к победе приходят именно женщинки: похитрей, поизворотливей; как было верно замечено, в совершенстве владеют приёмами психологической агрессии, вообще адаптивно гораздо более гибкие, пластичные”.

       Сладостную, сокровенную тайну заключают в лонах своих юные девы (да и средних лет тоже). В том, наверное, и их сила...

ЖИЗНЕННЫЕ   ЦИКЛЫ  (До  наступления  эпохи  развитого  клонирования)  

       Был червячок, стал грудничок. Был грудничок, стал малышок. Был малышок, стал мальчишок. Был мальчишок, стал мужичок. Был мужичок, стал бодрячок. Был бодрячок, стал старичок. Был старичок, стал мертвячок. Был мертвячок, стал червячок.

СОФИЗМ_1 (Софизм_2  см. в „Среднем“ (по объёму))

       N.: – Люди должны быть внимательными и заботливыми друг о друге, относиться друг к другу по-доброму, думать не о себе исключительно и о своих интересах, но прежде всего об общем благе – страны, Отечества, народа. Тогда уйдёт из нашей жизни многое, что её отравляет, что так мешает жить всем нам. И наша жизнь – и всей страны, и каждого из нас в отдельности – станет неизмеримо краше и светлее. Страна расцветёт, и приобщиться её славе и деяниям почтут за счастье иные племена и народы. – R.: – Совершенно с Вами согласен. Ваши слова производят впечатление абсолютной, неотразимой истины. Однако в то же время из курса философии известно, что всякая истина неполна, относительна, не отражает всего богатства и сложности жизни. Следственно, чаемая Вами благостная картина, – нет, этого не может быть, потому что не может быть никогда. Против – вся мировая философия, тысячелетняя мудрость человечества.

ЖИЗНЬ   КАК…

       Жизнь как двухэлементная конструкция / -ный феномен, как простейшие объект-субъектные отношения: есть Ресурс (= Объект), обеспечивающий биологическое, физическое выживание и существование человека, а также комфорт, удовольствия, наслаждения, равно как удовлетворение его многочисленных духовно-психологических потребностей (тщеславие, гордыня, сознание своего превосходства над окружающими и т.п.). И есть человек (= Субъект), с той или иной степенью динамичности, интенсивности, агрессивности на этот Ресурс устремляющийся. – Особо “пассионарные” (например, энергичные, амбициозные, ненасытные, жадные до “красивой жизни” провинциалы, приехавшие в Москву) – так что клочья летят и хруст  костей в воздухе стоит, юшка кровавая во все стороны брызжет. Сугубо же “интеллигентные люди” подкрадываются тайком, стыдясь, видимо, показать окружающим и признаться самим себе, что им при всех их духовных богатствах некая толика материальных благ также необходима. Вот, собственно, и всё.

ЧТО   ДЕЛАТЬ?”

       Господи, что делать? Как жить, как выжить?” – Просто: найди, кто слабее тебя, подчини себе и живи за его счёт...

ГЛАВНОЕ   НА   СВЕТЕ

       N.: – Что есть главное на свете? – R.: – Любовь // Искусство // Вера // Жизнь духа etc. – N.: – Прекрасно. Но тогда потрудитесь объяснить, за счёт какого ресурса, за счёт чего и, главным образом, кого вы намерены поддерживать и питать это чувство (состояние)?

БРАК,   СЕМЬЯ

       Отчего разваливаются семьи, разрушаются браки? – Семья – она как живой организм, составленный, в свою очередь, из двух живых организмов в изначальном смысле этого слова. А организм со временем лучше не становится, он изнашивается, в прямом смысле слова разваливается, всё в нём ломается, всё из него сыплется.

ИМПЕРИЯ

       Каждый человек – как империя, и стареет и умирает он так же, как клонятся к упадку и разрушаются все великие империи. – Возможно, в этом и состоит смысл (один из возможных) столь охотно цитируемых, как обычно, гениальных, но уж, прости Господи, таких пафосных, несусветно напыщенных Но старость – это Рим, который // Взамен турусов и колёс...” – А лучший ответ на данный “вселенски-экзистенциальный тезис” принадлежит одному, кажется, харьковскому поэту (имени не помню): Какой там Рим?.. Февраль убогий, // Под серым небом тёмный снег // И тёмно-серые дороги // Вдоль поликлиник и аптек. // Какой там Рим?.. // В почтовый ящик // Заглядываешь, встав чуть свет. // И писем ждёшь животворящих. // А писем нет. И друга нет...”)

ЛЮБОВЬ   И   БРАК

       В принципе, отсутствие любви – вещь, жизненный порядок, стабильность укрепляющая. Соответственно, любовь как субстанция капризная, неуправляемая всячески его, порядок, нарушает. Поэтому совершенный брак, должен, безусловно, заключаться по любви, но затем желательно, чтобы чувство ушло – и из брака, и, главное, из сердца, и более не посещало.  

О   ЖЕНСКОЙ   СВИРЕПОСТИ

       Не исключено, что свирепость женщины по отношению к сопернице имеет всё ту же материальную, финансовую подоплёку: ведь к той, разлучнице, незаконно вселившейся в его сердце (господи, так ещё и квартирный вопрос”, коммунальные страсти”!), из кошелька её” мужчины невосполнимо уходит часть средств, которые наша героиня безраздельно считает своими!

АЙСБЕРГ

       Почему так грустно уезжать из мест, куда, знаешь, больше никогда не вернёшься, и расставаться с людьми, которых больше никогда не увидишь? – Какой-то кусок жизни откалывается, словно айсберг от Гренландии, и уплывает в небытие – навсегда.

БЫСТРОТЕКУЧЕСТЬ   БЫТИЯ

       Пожалуй, никому, кроме фотохудожника, не дано столь пронзительно почувствовать, сколь мимолётно российское лето: зарядив плёнку в июне и небрежно 10–12 раз нажав на затвор, в начале сентября понимаешь, что солнца уже не будет.

НРАВСТВЕННОСТЬ

       Нравственность – компромисс, мировое соглашение” между вечным зовом природы” и страхом, как бы не разрушить всё и вся вокруг, если дать волю инстинктам”.

РЕЛИГИЯ   КАК   МЕЧТА   И   ОБМАН

       … О чём-то грезится, что-то мечтается, но жизнь чаще всего поворачивается какой-то глумливой и отвратительной стороной. Так и с религией, она ведь тоже живёт по закону мечты. Безмерная, непомерная мечта, ожидание, упование – и смерть, вечная тьма” (Д. Андреев) без искупления, воздаяния, воскресения.

ЛЮДИ   И   ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

       Вот, говорят, такой-то, такая-то – честный, добрый, верный, бескорыстный, приятный, доброжелательный и т.п. человек – это только и значит, что обстоятельства складывались так, что он (она) мог (могла) это себе позволить либо, обратный вариант, “давили” столь сильно, что он не мог или боялся явить нечто противоположное. – То есть нет никаких законченных, абсолютных человеческих качеств и свойств (за исключением, пожалуй тех, что продиктованы инстинктом, глубинной человеческой физиологией, да и тут, как говорится не исключены варианты”), а есть лишь свойства и качества глубоко относительные, текучие и эфемерные; то вспыхивающие, рельефно проявляющиеся, то затухающие, ускользающие, исчезающие – всё в зависимости от столь прихотливо переменчивых внешних обстоятельств: „Мы прожили жизнь, не задумываясь ни о чём, потому что не знали, что такое деньги. Я могла позволить себе роскошь быть особой романтичной и возвышенной“ (Неизвестная интеллигентная советская женщина)

КАЧЕСТВА   И   СВОЙСТВА

       Как ни тяжело и горько в этом признаваться, но по нынешним временам и в текущих „исторических условиях“ такие качества, свойства личности, как напористость, нахрапистость, хамоватость, агрессивность, жёсткость и жестокость, пронырливость и прочее из данного синонимического ряда, безусловно, куда более ценны и значимы, нежели, допустим, профессионализм, честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, вкус и стремление к идеалу – эстетическому, профессиональному – во всём, чем бы не пришлось заниматься.   

 МЫСЛЬ   О   БОГЕ,   МЫШЛЕНИЕ   О   БОГЕ

       Можно верить в Бога, можно не верить, но жить вне мыслей о Нём, вне признания, ощущения Его бытия, вне Его присутствия – невозможно. Эта мысль, это мышление и чувство и делает человека иным, во многом истинным, подлинным, переносит его – желает он того или нет – из царства природы в пространство, в сферы духа.

МАСШТАБЫ

       Мысли о людях, наблюдения над их поведением, заметки по их психологии и т.п. соответствуют масштабу Земли, измерению социума, а мысли о Боге, размышления о Божьем величии – масштабу космоса, Вселенной.

КАК   МНОГО…

       Как много нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым (особенно если он излишне внушаем и подвержен различным влияниям, например, духу времени”, веленью моды”), и сколь немногое способно вмиг сделать его несчастным!

БОЛЕЗНИ,   ИХ   ГЕНЕЗИС

       Болезни, их, так сказать, становление, созревание и все скорбные, хлопотные дела, с ними связанные, – всё это определяется не столько развитием собственно заболевания, сколько образованием на счету мужа, сына, иного близкого родственника суммы, необходимой для проведения операции, послеоперационного ухода, курса лечения и реабилитации, приобретения дорогостоящих лекарств и т.п.; суммы, с которой этот наиболее ценный член экипажа” вынужден будет безропотно расстаться. Настаиваем: всё происходит именно в данной последовательности; причины и следствия выстраиваются именно в таком порядке.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ

       Подобно тому как обычный человек в своей жизни использует свой головной мозг лишь якобы на несколько процентов его возможностей, его творческого потенциала” (интересно, кто всё-таки и как столь точно подсчитал?), так и огромное число носителей языка обходится лишь двумя-тремя процентами языка, в смысле его образно-выразительных средств, гибкости, живости, метафоричности, построения фраз, синонимии и т.п.

       Слова и дела в России обречены на несовпадение – подобно тому как расходятся в русском языке написание слов и их произношение.

ВСЁ   ОСТАЁТСЯ...

       Вся гадость, вся мерзость, все подлости, которые человек содеял за свою пакостную жизнь, – всё остаётся людям...

ЖИЗНЬ  (Дефиниция)

       Жизнь есть в первую очередь процесс приспособления, адаптации организмов к окружающей их среде; процесс поиска, обеспечения, поддержания, количественного (= экстенсивного) „распространения, расширения“ и качественного совершенствования наиболее благоприятных для существования внешних условий.  [ Ну, а если есть ещё и высокоорганизованная психика, как, например, у человека, то и условий „внутренних“, „духовных“, „психологических“, это тоже очень важно. И здесь даже говорим не столько о поиске, сколько о том, что человек эти „внутренние условия“ создаёт, творит себе сам, в этом проявляются сила его фантазии, „игра воображения“, вкус, желание, способность / склонность не считаться с реальностью, подменять её мысленными конструкциями, фантастическими образами, иллюзорными понятиями и прочими порождениями воспалённого – нет, скажем всё же мягче, „не вполне адекватного“ сознания ] 

ПРИНЦИП,   СТРАТЕГИЯ

       Наверно, каждый человек хочет, чтобы ему было хорошо, во многом люди для этого и живут. Замечательно, если это „хорошо“ делают вам другие. Но если они „уходят в отказ“, человек начинает делать себе „хорошо“ сам: чаще всего, сочиняет сказки о себе самом. Выстраивает некое мифологическое пространство, где главный герой он сам, и уютно в нём поселяется. Параллельно какими-то вещами приходится пожертвовать: реальностью, отношениями с настоящими, живыми людьми. Невелика потеря…  

СТУПЕНЬКА

       N. достиг (достигла) уже такой степени духовного развития, просветления и умиротворённости, когда на всё и всех решительно наплевать – за исключением тех лиц, от которых N. зависит административно и финансово.  

ФИЛОСОФ

       N. – подлинный философ: несовершенства нашего мира причиняют ему „горькие страдания“.

О   „ВЕЧНОЙ   ЖЕНСТВЕННОСТИ“

       (1)  Некая часть западных женщин // Многие западные женщины всепобеждающе, баснословно, фантастически некрасивы – или, по крайней мере, у многих из них во внешности присутствует хотя бы одна такая черта. Кстати, и многие „понаехавшие“ этим на них похожи. „Как это объяснить?“   Подобное, само того не желая и не замечая, притягивает и притягивается подобным же? – Возможно, хотя „вульгарно-социологическое“ объяснение, как это почти всегда бывает, гораздо ближе к истине, но лучше я „замкну уста“.  

       Система социальных гарантий на Западе столь хороша, столь совершенна, столь эффективна, что местные обитательницы могут позволить себе роскошь быть некрасивыми, не заботиться о так называемой „женской привлекательности“: мужик для более или менее нормальной, обеспеченной жизни им не нужен, если она работает, то всё как-то само приходит.

       (2)  Нет, правильно говорят, что в каждом человеческом существе в той или иной мере присутствует как мужское, так и женское начало. Мужчинки трахают, если могут, физически, но и многие женщинки, едва став говорить, безостановочно ………………… мозги. Без этой составляющей Вечная Женственность, тоже, вероятно, глубоко ущербна.

„КАК   БЫ“   СТИХ

       Так грустно, будто жизнь уже прошла.

Любовь, друзья – никто не отзовётся.

Где сердце прежде было – пустота.

А связь времён? – Всё тонко так и рвётся.

Ни жизнь, ни смерть – ничто уж не зачтётся.

ПРОБЛЕМЫ

       Очень многие проблемы в межличностных отношениях проистекают из того, что партнёра по общению – вообще всё, что только не попадётся нам под руку – мы бессознательно, отдаваясь глубинному нашему влечению, рассматриваем прежде всего как орудие, как средство, и, особо не раздумывая, стремимся обратить себе на пользу.

ОБРАЗ   И   ПОДОБИЕ

       Вот ещё одна сентенция, обожаемая публикой с уровнем образования несколько выше среднего: Человек есть образ и подобие Божье”. Достаточно трезво, без иллюзий взглянуть на человека, описать его какой он есть, как, с какими мыслями и в каких деяниях” он проживает хотя бы один день, и сразу, наверно, станет ясно, какой” он образ” и насколько подобие”.

ЖИЗНЬ   ВНЕ   НРАВСТВЕННОГО   НАЧАЛА…

       „Жизнь вне нравственного начала, жизнь, не одухотворённая служением духовно-нравственному идеалу, служением истине, добру, красоте”, столь же немыслима, невозможна, как невозможна она без сердца либо иного жизненно важного органа, это жизнь человека, поражённого тяжёлой болезнью“. (= Типичной фрагмент из стандартной, „среднестатистической“ религиозно-философской проповеди). Как бы помягче сказать, сколь велика эта неправда…

ПОНИМАНИЕ

       Человеческая субъективность – единственная объективная форма, в которой человек являет себя миру, которая доступна внешнему наблюдению и восприятию, единственная форма, посредством коей человек только и способен строить свои отношения с миром. Оттого понимание между людьми, очевидно, невозможно: одна человеческая субъективность никогда полностью не совпадёт с другой человеческой субъективностью, как не наложатся  без остатка друг на друга хотя бы две снежинки или два листика, пусть даже и с одного деревца.

БАСКЕТБОЛ   И   ЖИЗНЬ

       Даже в NBA далеко не каждый мяч, пущенный хотя бы самой искусной рукой, попадает в корзину. Точно так же не всем нашим замыслам суждено реализоваться, деяниям – быть по достоинству оцененными, а словам – неизменно представать глубокими, волнующими, оригинальными, остроумными.

МОРАЛЬНЫЕ   ТРЕБОВАНИЯ

       Сплошь и рядом мы высказываем „нравственно-этические“ суждения, оценки, предъявляем моральные требования людям, от которых нам что-либо нужно, или же когда требуется унизить, опорочить, свести счёты, выставить в нелицеприятном свете etc. – одним словом, причинить неприятность, оказать „психологическое давление“, нанести „психическое увечье“, то есть вновь добиться нужного нам поведения.

       Действительно, нам жизненно необходимы „другие“ для удовлетворения наших бесчисленных потребностей, прихотей, капризов; нам без конца от них что-нибудь нужно” и, не получая в достаточной мере от других” своего”, едва ли не по закону нам причитающегося мы постоянно бываем всем и вся раздражены и недовольны. От самих же себя” нам, как правило, не нужно ничего, мы чаще всего бываем собой вполне удовлетворены. Поэтому „нравственные требования“ мы охотно и со вкусом адресуем всем без разбора – и „ближним“, и „дальним“ (например, властям, правительству), и крайне редко, лишь по недоразумению – самим себе. Припомните, дорогой читатель, когда подобное случалось с вами? Случалось ли вообще? – Одним словом, это всего лишь  частный случай, ещё одна единичная реализация принципа „человечишка всё и вся на пользу себе готов обратить, лишь бы выгодно и удобно ему было“.

       Подытожим. Нам постоянно что-то нужно от других и крайне редко – от самих себя. Поэтому мы без конца предъявляем высокие нравственные требования к окружающим и практически никогда – к самим себе.

БЕДНОСТЬ   И   БОГАТСТВО

       Любопытно, что понятия „Бедность“ и „Богатство“ можно охарактеризовать и в связи с таким „параметром“, как „Анонимность vs. Персонификация“. Богатство анонимно в том смысле, что – нет, конечно, можно получить наследство и от богатого дядюшки, но нам сейчас не это интересно – что является следствием присвоения труда (определённой его части, ещё точнее, определённого процента от результатов трудов) некой значительной, в той или иной степени многочисленной массы людей. Чем богаче человек, тем „плоды трудов“ большего количества людей он себе присваивает. – Напротив, говоря о бедности, мы всегда можем определить её непосредственный источник, назвать его по имени: например, мать-старушка и сын-алкоголик, отбирающий у неё пенсию в день получения и пьющий на вырученные средства. Или рядовой инженер, либо школьный учитель, не способные на свою зарплату, как обычно говорится, „достойно содержать семью“. Если ведём речь о бедности, то почти всегда можно указать, обнародовать фамилии и имена „виновных“. В случае же богатства нужно составлять длиннейшие списки с именами тех людей, некую часть труда которых богатый человек обращает в свою собственность.  

„УЧЕТВЕРЁННОСТЬ“

       В „Афоризмах (своих)“ уже высказывался: „Величина ужаса и отчаяния перед мыслью о собственной кончине равна учетверённой мере твоего равнодушия и цинизма по отношению к смерти других людей“. – И горечь, тоска по ушедшим счастливым дням – тоже, наверно, „учетверённые“, если принимать „былое счастье“ за единицу. И слово-то какое ладное, лихое, выразительное – „учетверённый“ („несмотря что длинное“)! И ещё неплохая иллюстрация к тезису „За всё в жизни надо платить“, точнее, недвусмысленный ответ, если кому вдруг интересно знать: „Ну хорошо, платить – это понятно, но вот сколько?“

ТРЁХЧАСТНАЯ   КОМПОЗИЦИЯ

       „Гении рождаются в провинции, а умирают в Париже“ – То есть жизнь как трёхчастная композиция:  (1) Родиться на периферии;  (2) стать гением;  (3) окончить земной путь в столице. Пункты 1 и 3 особых усилий не требуют, выполняются автоматически. Наибольшие сложности – с пунктом вторым. Но даже если человек и не стал гением, но в своё время, провинциал, перебрался в столицу, он вправе гордиться сходством жизненного пути „с великими“.

МОСКОВСКОЕ   МЕТРО  

       Московское метро – прообраз того будущего идеального общественного устройства, когда забота о ближнем, равно как и о дальнем, потребность отдавать, согревать своим теплом станут столь же естественными, как дыхание. (Как известно, специальных отопительных приборов и систем в метрополитене нет; в зимнее время приемлемый тепловой режим поддерживается за счёт температуры тела набившихся в него людей). Не желаете возлюбить собратьев по роду человеческому, заботиться о себе подобных, зареклись от себя малую толику отделить, отдать, жаждете единственно присовокуплять – заставим вас силою... 

СОЮЗНИКИ

       С некоторых пор весьма модным стало упоминание в речах и текстах следующего афоризма императора Александра Третьего: „У России есть только два союзника: армия и военно-морской флот“. Нынешние времена породили новую формулировку: „Нефть и газ“ (не обидеть ещё и алкоголь: ведь как и прежде, некая существенная часть бюджета формируется за счёт „пьяных денег“). – Ну, а у человека союзников уж точно всего два: тело, организм и психика, нервная система. Тело – важно, чтобы всё, понятно, более или менее „нормально работало“, чтоб здоровье было. А психика, сознание, нервная система – они такие должны быть: на внешний мир реагируют адекватно, его не боятся и от него малодушно не прячутся, отыскивают даже в мелочах нечто радостное, модулируют, смягчают неприятности, огорчения, всё и вся печальное, угнетающее предают забвению, равнодушию.  Если психика более или менее „правильно“ работает, то она – как верный слуга-китаец, который лучший господина знает, что тому нужно, и как сделать, чтоб хозяину было всегда хорошо.

ЧУТЬ-ЧУТЬ”

       N. с апломбом утверждает: Мужчине не обязательно быть красивым, достаточно, если он малость симпатичнее обезьяны”. Увы, N. и есть это самое чуть-чуть”, эта самая малость”.

 ХАРАКТЕР,   НАТУРА

       N.N. – человек с могучим здоровьем и чистой совестью: принял больше литра водки (а то и полтора – как уследить иль угнаться?) и заснул богатырским сном, сном праведника – а наутро, бодр и свеж, готов к новым свершеньям, великим делам.

ПЛОТЬ (и  всяческие  её  дела;  моменты,  с  нею  связанные)

       Почему столь большое значение уделяется по нынешним временам плоти, телесности; чувственным, стоит признать, весьма „тёплым и приятным“, непередаваемо сладостным в телесном контакте ощущениям – ну, там, спа-процедурам, сексу, сексапилу и прочим близким вещам? Да потому что многим, очень многим из живущих – особливо пока молоды, гладки, упруги и беззаботны – более и нечего миру предъявить, бросить на чашу весов, иных достоинств пока не набралось. Получается, по большому счёту, всё та же от века заданная „экзистенциальная ситуация“ – „Человек перед лицом Вечности“; и каждый так или иначе пытается „соответствовать“ и отыскать выход, прибегая ко всем ему доступным средствам; перво-наперво пускает в ход достоинства, которыми щедро наделён от природы*, и играет „на площадке“, где особо силён – это по-человечески так понятно и естественно. Человек всегда противостоит Вечности и неизбежному во всей полноте своих жизненных, телесных и духовных сил – в том его честь, достоинство и оправдание пред лицом „Высших сил“  – [[ и оттого, рассуждая формально-логически, порнография – это также искусство, и проституция – не столь предосудительное занятие? ]].

       * Она воистину столь щедра, что редко когда просит, требует чего-то взамен. Не мешало б ещё и этому у нея поучиться.

СУЕТЛИВОСТЬ  

        Суетливость ещё никогда и никому не приносила успеха. Вспомним хотя бы, как действовали в непростых ситуациях Христос, пророк Мухаммед, Будда. „Что делаешь, делай скорее“, – сказал Иисус Иуде в четверг на Страстной неделе. И тот засуетился…  

НАДЛИЧНОСТНАЯ   ЦЕЛЬ

       Должна быть и какая-то надличностная цель в человеческом существовании, это облагораживает, сообщает ему некий более высокий смысл. Но какая, в чём? Дети? Но при малейшей возможности начинают воровать, чтобы обеспечить их „всем необходимым“, чтоб хватило „на всю жизнь“, или ещё, „чтоб и внуки ни в чём не знали нужды“. Получается не совсем прилично, вообще недостойно человеческого звания. Тогда что же? – Да просто всё, критерий сам собою всплыл: любая деятельность, где нет возможности воровства, либо, что ценнее, возможность есть, а человек её не использует – лучше всего, по идейным мотивам, из любви к „общему Благу“ (а не из страха наказания), из соображений „нравственной красоты“  поступка.

ХАПАЮТ,   ВОРУЮТ...

       Хапают, воруют, наживаются, „грабят простой народ“ – это в них, помимо „человеческой природы“ (см. соответствующую статью; предпоследняя в разделе), говорит ещё и генетическая память многих и многих поколений, не вылезавших из нищеты, голода, бедствий и нужды. („Белой кости“, потомков „сытой аристократии“ среди них не осталось; всех извели в Гражданскую и последующие годы).

ЧУВСТВА   НЕДОБРЫЕ

       Почему многие люди столь охотно выплёскивают на окружающих свои „недобрые“ чувства, как сейчас принято выражаться, „негатив“? Потому что чувства эти – всё равно что продукты жизнедеятельности человека, здоровый организм с нормально функционирующей выделительной системой стремится и избавляется от них как можно скорее, дабы очиститься. А „чувства добрые“ эти люди, скорее всего, держат под спудом, приберегают их для себя.

 НЕДОВОЛЬСТВО  

       „N.N., знаете ли, такие-то и такие вами недовольны“  (начальство, коллеги по работе, студенты, родители школьников etc.). Во-первых, если работа выполнена качественно и оставила по себе чувство глубокого удовлетворения, то, в принципе, на недовольных и их недовольство можно наплевать: „Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить умеешь ты свой труд“ (Пушкин А.С.). Во-вторых, и это ещё важнее: необходимо, чтобы это чувство недовольства другими, – дабы не нарушена была „мировая гармония“, уравновешивалось у недовольных пропорциональным по объёму и остроте переживания чувством недовольства собой (прежде всего, у начальства, недовольного вашей работой). С этим, убеждён, у многих возникнут сложности.

„ПОЭТИЧЕСКОЕ“

       „Расстались мы…” (М.Ю. Лермонтов), но память, какие-то чувства в душе остались. Прошло сколько-то лет, „мы встретились вновь после долгой разлуки” (А.А. Фет), и чувство было такое, будто прочитал новый перевод любимого стихотворения Гёте, Байрона или ещё там кого.

       (А что, „плодотворная дебютная идея“: пипл / рeорlе в разные периоды своей жизни = он как переводы одного и того же „великого“ / гениального стихотворения, выполненные различными „мастерами поэтического слова“, принадлежащими к разным поколениям и различным переводческим школам).

„ДРУГ   МОЙ...“

       „Друг мой! в сияньи ночном // Как мне печаль превозмочь?..“ (А.А. Фет) – Быть может, „печаль в сияньи ночном“ (или „в лунном сиянии“, как звучит в другом его стихотворении) и есть подлинно человеческое состояние и переживание?  {[[ Тогда что же получается: сколько великих / выдающихся / гениальных лирических „пьес“, столько и единственно человеческих проявлений, можно ещё сказать, „высших психических, душевных (либо духовных) проявлений“, „неповторимых душевных состояний, движений“? ]]}

ЗИЯНИЕ

       Человек – существо неполное, недостаточное, зависимое и ещё пустое внутри*. Этими характеристиками объясняются многие, едва ли не все особенности его поведения, почти все его устремления и чаяния. Человеку без конца необходимо наполнять себя, достраивать, потреблять и насыщать – физически и духовно. Иначе Пустота, зияние, небытие. Не боятся этого разве что абсолютно пустые люди, которые сами по себе представляют одно большое Зияние. И оттого они заполняют свои пустоты и бездны исключительно Пустотой (попса, шансон „Аншлаг“, ICQ и чаты, интернет-сёрфинг etc.).        * Поэтому, кстати, теория Tabula rasa безусловно верна.

 НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ

       Всё в мире столь текуче, неопределённо, изменчиво, следственно, и в мыслях человеческих, ощущениях, переживаниях тоже, – теория отражения в философии! – а уж в словах... Как можно требовать каких-то незыблемых принципов, верить словам, текстам?

CЧАСТЬЕ

       Ты предлагаешь сыграть по своим правилам – и все с готовностью им следуют (хотя бы внешне). Затем ты решаешь поменять условия игры – например, тебе показалось, что при новых правилах выгода твоя возрастёт – и вновь тебе все покорны. Вот, наверно, отчего так приятно быть начальником в Российской империи. 

ВОСПИТАНИЕ

       Подобно тому как генералы готовят армию к прошедшей войне, так и многие родители и учителя воспитывают детей для прошлой жизни. 

АТОМНОЕ / ЯДЕРНОЕ   ОРУЖИЕ

       Создатели советского атомного / ядерного оружия были, конечно, свидетелями того ужаса и дикого, кровавого хаоса, который именовался „начальный период войны“: танковые клинья Гудериана, окружения, „котлы“, „потеря управляемости войсками“, санитарные поезда, беженцы, переправы, бомбёжки и т.д. Они прекрасно понимали, что ещё раз Родина такого не перенесёт. И тогда создали своё оружие.

 ГУМАНИТАРНАЯ   ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

       Гуманитарная интеллигенция эпохи „дикого капитализма“: на лицах одновременно запечатлены богатство духа и нищенский уровень доходов. Чего, интересно, больше?

ДЕНЬГИ

       Деньги – вот мера всех вещей. Это высшая моральная ценность, безусловный нравственный закон. // Деньги – высшая нравственная ценность, высочайший морально-этический идеал, категорический императив Э. Канта сегодня. 

МНОГИЕ   ИЗ   НАС...

       Многие из нас помимо любви к себе ни на какое искреннее глубокое чувство более не способны. Чужие беды, горести, страдания подавляющим большинством живущих не воспринимаются по определению.

МНОГИЕ   ЛЮДИ…

       Многие люди способны говорить только о самих себе, думать только о себе, живо откликаться и реагировать только на самих себя. Единственное бытие, объективно воспринимаемое и переживаемое ими, – их собственное. Единственный предмет, который их действительно и подлинно интересует, точнее, единственно доступный им в ощущениях и оттого близкий им и понятный, – они сами во всей полноте и глубине, во всей многогранности, сложноорганизованности и неповторимости их „внутреннего мира“, со всем их уникальным комплексом ощущений, переживаний,  „мыслеобразов“ и „психоэмоций“. Чужие дела, заботы, ситуации, мысли и речи воспринимаются ими лишь в той мере, в какой могут послужить им поводом для собственного высказывания, для сравнения и сопоставления с их текущей „жизненной ситуацией“,  „душевным состоянием“ либо некими отшедшими в былое событиями и коллизиями (N.: – Доехали, в общем, ничего, только очень душно в вагоне было! – R.: – „Вот, я помню, в 78-ом году из Омска в Саратов ехала, так в поезде тоже такая духота была – ужас!..“ и т.п.). Таково устройство их физиологии, психики и сознания. Это онтологический факт, тут уж ничего не поделаешь, и с этим приходится считаться. Они суть также суверенные, автономные субъекты межличностных отношений, полноправные действующие лица жизненной драмы. Без них человеческая мозаика также неполна, ущербна. – Кстати, затронутая тема представлена весьма обширно хотя бы у Чехова А.П. Нередко у него в пьесах – от начальных сцен и вплоть до финала – персонажи говорят и действуют, не видя и не слыша друг друга и не испытывая в том ни малейшей потребности.

МОЛЧАНИЕ

       Когда человек говорит, его сознание нередко бывает отключено либо весьма слабо контролирует речевой поток. Если б было „включено“ либо „контролировало“, то человек скорее всего молчал бы. Молчание – неоценимый дар, отличающий нас от животных.

ИСТИНА = РЕАЛЬНОСТЬ

       „Прекрасное есть жизнь“, утверждал Н.Г. Чернышевский в своей юношеской диссертации. По аналогии, Истина есть Реальность, объективное „положение дел“ в Реальности, не искажённое человеческой субъективностью, человеческим произволом. Не должно человеку ставить себя, почитать себя выше и „главнее“ Реальности, придавать себе больший вес и значение. – Словом, истина там, где нет человека. Она там, где Г-дь Б-гъ.

ПОСЛЕ   ПРАЗДНИКОВ   (НОВОГОДНЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИХ)

       Да, трудно это, тяжело для „организьма“, все эти сменяющие друг друга застолья, „гусики-уточки-юндюшечки“, соленья-варенья, салатики, тортики, неизменный алкогольный антураж. Но работать всё равно тяжелее… И, главное, радости меньше...

ОЦЕНОЧНЫЕ   СУЖДЕНИЯ

       Оценочные суждения других о тебе: (а)  акт неизбежный;  (б)  акт / процесс, управлять которым едва ли возможно;  (в)  следовательно, для твоего самочувствия, для протекания твоих жизненно важных процессов он не должен иметь решающего значения, хотя, безусловно, нечто важное, ценное, любопытное из них вполне можно вынести.

КЛАССИКА

       Тот, кто внимательно и с чувством от корки до корки прочёл собрание сочинений классика – любого, – тот, должно быть, уже познал жизнь в её сокровенной глубине и сложности. 

ЖИЗНЬ,  ПРИКЛЮЧЕНИЯ

       Люди идут по жизни, периодически оказываясь в самых невообразимых местах, – всё в зависимости от того, куда их забрасывают „приключения идей“ (меньшинство), либо „приключения плоти“ (большинство).

ВРАГ  НАРОДА

        Главный враг России – сам русский народ. (У Пелевина в „Generation P“ сказано, что антирусский заговор, безусловно, существует, и участвует в нём население всей страны). А его ещё никому не удавалось победить.

ПРАВИЛЬНО   ПОСТАВЛЕННЫЙ   ВОПРОС 

       Правильно поставленный вопрос означает половину дела. Хорошо. Люди целыми толпами приходят в этот мир, суетливо, глупо, бестолково живут, дурачатся на видео, застывают на фотографиях, затем в громадном большинстве своём бесследно исчезают с лица земли. Каков смысл сих масштабных процессов – в том прежде всего случае, если гипотезу Бога мы в расчёт особо не принимаем?

       Ещё  уже: жил человек, а потом забылся „вечным сном“. – В чём смысл, целесообразность события, его, немаловажно, ещё и логическая обоснованность и необходимость? „Телеология“, „высшая цель“, „сверхцель“ свершившегося? – столь, не забудем, безрадостного, трагического. Не в том же исключительно, что жилплощадь освободилась, внучка с мужем и маленьким ребёнком въехала? – Вот зачем является пипл в этот мир, для чего живёт – ещё как-то можно объяснить (см., например, заметку „Человек как послание“), а вот факт исчезновения – пока никаких „подходов“ и „зацепок“ у меня нет. – Нет, кое-что появилось; см. заметку  „Подходы“  в  „Теологическом“.

       Или вот ещё что. Берёшь фотографию какого-нибудь школьного новогоднего праздника – только чтоб первоклашки, второклашки были, не старше! – и видишь сплошь зайчиков, белочек, снежинок, дюймовочек – ангельские, невиннейшие создания! Но проходит лет 30–40, встречаешь на улице возле магазина подросших зайчиков-белочек, и горько сердцем опечалишься: скидываются на бутылку. Вся скорбная повесть – на помятых, испитых лицах. Вот как и отчего все эти и подобные изменения совершаются? Можно тут что-то сделать, там,  воздействовать или ещё что? Чтоб как-то всё по-доброму, по-человечески происходило?

„ДОБРЕНЬКИЕ“  и  „ЗЛЫЕ“

      Выходя из поля, где жёстко действуют социальные нормы и правила поведения, одни люди превращаются в детей (которые „добрые“), другие – в зверей (кто „позлее“).

 ГЕРОЙ   НАШЕГО   ВРЕМЕНИ

       „Текст всегда правдивее автора“ (Ю.Поляков, „Гипсовый трубач“) – в том, очевидно, смысле, что непременно выдаёт его сокровенные желания и чувства. Например, заметочка в Интернете об очередной госпрограмме или проекте, финансирование, как и положено, из госбюджета. Сразу лавина комментариев, – кстати, прям на диво бездарных, убогих, – и едва ли не в каждом: „Кому-то опять свезло бабла попилить“;  „Блин, всё не наворовались ещё“,  „А откат скока?“ etc. Можно не сомневаться, как бы повели себя творцы „комментов“, если бы хоть каким-то боком оказались вовлечёнными в проект. И, кстати, вот он, подлинный герой нашего времени – блоггер, „продвинутый пользователь Сети“, всё и вся видящий, понимающий, немедля и до дна прозревающий глубинную суть вещей; достойный сын Отечества, ревнитель его блага – АНОНИМНЫЙ, бесстрашный и беспощадный в обличении лжи, алчности и коварства власть предержащих, в разоблачении всех творимых ими мерзостей и несправедливостей… 

ГЛУПОСТЬ

       В жизни обязательно должна быть глупость (останавливаемся на самой мягкой формулировке). Она полноправная участница мирового процесса. Без неё мир не сможет пребывать в равновесии; образуется опасный дифферент, грозящий опрокидыванием корабля.

ПАРАЗИТИЗМ

       Паразитизм – универсальный закон и неотъемлемое условие нашей жизни (по крайней мере, российской).

       Паразитизм, эксплуатация, принуждение слабого сильным – непреложные законы жизни, и многие (я в том числе) кладут немалую часть собственной жизни, чтобы доказать их всеобщность и безусловную „правильность“. Какое-то зло в жизни обязательно должно быть, и ему нужно выплачивать некую дань.

ПОЗИЦИЯ

       Позиция одиночки-индивидуалиста / эскейписта (одна из возможных): „Участвовать в сих грандиозных общественных процессах, когда индивиды решают собственные материальные и психологические проблемы за счёт себе подобных, всячески их используя и эксплуатируя, я особым желанием не горю“.

НЕ  ОБИЖАТЬСЯ...

       Не следует, наверное, чрезмерно обижаться на людей за их поведение. В конце концов, почти все они жертвы и заложники так называемой человеческой природы, своего характера, продукты не всегда должного воспитания и проч. И, вдобавок ко всему, в них бесчисленно таятся силы и демоны, над коими они совершенно не властны.

ТЕРПИМОСТЬ,   СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ

       Надо быть, наверное, более терпимыми и снисходительными к людям. В конце концов, мы же не знаем, какая немыслимая конфигурация обстоятельств, какие сложнейшие процессы, какое невообразимое сцепление причин и следствий как во внешней жизни, так и в глубинах их сознания и психики – как всё это (и многое другое, нам так же неведомое!) обернулось тем, что вас, к примеру, обхамили на почте или в „управляющей компании“. Не исключено, что само зарождение жизни на Земле было процессом менее сложным и необъяснимым… И если получится кротко и со смирением принять эти и прочие выходки соотечественников, то будет от этого немалое благо.

МАРШРУТЫ,   ТРАЕКТОРИИ

       К каким-то важным, знаковым событиям в своей жизни – вообще к любому моменту – сморозил глупость, смутился, растерялся, покраснел, ни с того ни с сего на бедного человека наорал, невпопад что-то ляпнул и т.п. – люди движутся немыслимо сложными маршрутами и по самым невероятным траекториям. Именно они и называются жизнь; в них оправдание и причина нынешнего состояния человека – не сообразил, запутался, оробел, стушевался, упустил, проворонил, солгал, предал etc.

 ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ   ОБЩЕНИЕ

       Тщеславие, себялюбие, коварство, интриги, зависть, агрессия, злорадство, ненависть, ложь, насмешки, издевательства, обман etc. – в общем, весь 66-ой сонет Шекспира с первой строки по 12-ую включительно и ещё много чего другого – это и есть, наверное, богатство, роскошь, счастье человеческих взаимоотношений, их фантастическое разнообразие и непредсказуемость.

НЕТ   НИ ......

       Нет ни добрых, ни злых, ни эгоистов, ни альтруистов – есть просто люди, преследующие свои интересы, решающие „свои проблемы“,  „удовлетворяющие свои потребности“. Это и есть всеобщий, так сказать, способ человеческого существования, универсальный модус человеческого бытия.

       Человек „решает свои проблемы“, „удовлетворяет свои потребности“, „преследует свои интересы“, поступает сообразно своим представлениям о справедливости и „правильном ходе вещей“, и для этого, особо не раздумывая, использует всё, что не попадается ему под руку, в первую очередь, других человеков. И ещё человек не хочет ни в чём меняться и никогда не отступится от своего – только самый слабый. Собственно, это почти всё.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ   ПОВЕДЕНИЕ

       Что такое человеческое поведение, все эти интриги, хитроумные комбинации, коварства и огорчения, которые „люди разумные“ везде и всюду, азартно и со вкусом друг другу организуют и коим попросту несть числа? (Про войны-революции и прочие смертоубийства вообще молчим). Это великая сила жизни, которою человек наделяется при рождении, и её бесконечные, разнообразнейшие проявления.

ДВЕ  ВЕЛИКИЕ  СИЛЫ

       Две великие силы рождают в душе у русского человека чувство будущего и чувство свободы – алкоголь и родной язык.  

РОДНОЙ   ЯЗЫК

       В силу безбрежности российских просторов чувство свободы в русском человеке должно быть абсолютным. Это и есть, как давно замечено, воля. Но есть только одна сфера, где это чувство может быть реализовано в полной мере, – родной язык. Прежде всего и единственно. По моему глубочайшему убеждению, именно этим и объясняется уникальное, несравненное богатство русского языка. – Хотя, нет, ещё в кутеже-гудеже. Ах да, и „русский бунт, бессмысленный etc.“ Правда, давно уже не было. Мельчает народец… Пассионарность подрастрачивает…

ЛЮБОВЬ

        Любовь – это всегда страх потери и в конечном счёте неизбежность потери. Так, может, на фиг тогда всё это нужно?  

СОФИЗМ_1 (Софизм_2  см. в „Среднем“ (по объёму))

       N.: – Люди должны быть всегда заботливыми и внимательными друг к другу, неизменно относиться друг к другу по-доброму, думать не о себе исключительно и о своих интересах, но прежде всего и единственно об общем благе – страны, Отечества, народа. Тогда уйдёт из нашей жизни многое, что её отравляет, что так мешает жить всем нам. И наша жизнь – и всей страны, и каждого из нас в отдельности – станет неизмеримо краше и светлее. Страна расцветёт, и приобщиться её славе и деяниям почтут за счастье иные племена и народы. – R.: – Совершенно с Вами согласен. Ваши слова производят впечатление абсолютной, неотразимой истины. Однако в то же время из курса философии известно, что всякая истина неполна, относительна, не отражает всего богатства и сложности жизни. Следственно, чаемая Вами благостная картина, – нет, этого не может быть, потому что не может быть никогда. Против – вся мировая философия, тысячелетняя мудрость человечества.  

ЖИЗНЬ   КАК…

       Жизнь как двухэлементная конструкция / -ный феномен, как простейшие объект-субъектные отношения: есть Ресурс (= Объект), обеспечивающий биологическое, физическое выживание и существование человека, а также комфорт, удовольствия, наслаждения, равно как удовлетворение его многочисленных духовно-психологических потребностей (тщеславие, гордыня, сознание своего превосходства над окружающими и т.п.). И есть человек (= Субъект), с той или иной степенью динамичности, интенсивности, агрессивности на этот Ресурс устремляющийся. – Особо “пассионарные” (например, энергичные, амбициозные, ненасытные, жадные до “красивой жизни” провинциалы, приехавшие в Москву) – так что клочья летят и хруст  костей в воздухе стоит, юшка кровавая во все стороны брызжет. Сугубо же “интеллигентные люди” подкрадываются тайком, стыдясь, видимо, показать окружающим и признаться самим себе, что им при всех их духовных богатствах некая толика материальных благ также необходима. Вот, собственно, и всё.

ПИСАТЕЛЬ,   ПОЛИТИК

       Писатель – человек, наделённый литературным даром (умением облекать свои мысли, чувства в складные слова и тексты, а события – в фабулы и сюжеты) и чаще всего придерживающийся невысокого мнения о людях. Примеры – хотя бы Гоголь, Достоевский, Чехов. “Кто жил и мыслил, тот не может // В душе не презирать людей”. (Пушкин А.С.) – Тогда высший писательский дар (возможно) – несмотря на это относиться к своим персонажам с пониманием и интересом, с искренней симпатией и любовью (напр., Довлатов, Токарева и даже, как ни странно, Маринина). – Политик – человек, борющийся за власть и придерживающийся весьма невысокого мнения о людях. Особенность – среди политиков очень мало действительно умных людей. Исключения – Бисмарк, Рузвельт, Черчилль, Путин. “Кто жил и мыслил…”…

 

ИНТЕРПРЕТАЦИИ 

       Всё, что мы видим, слышим, ощущаем, мы норовим истолковать так, чтобы нам было выгодно, чтобы выставить себя в лучшем свете; мы без конца стремимся если не увеличить степень нашего внутреннего комфорта, то хотя бы сохранить его на желаемом уровне. Это один из основных законов нашей “психической жизни”, закон отторжения и искажения реальности себе в угоду, закон крайнего субъективизма.

 

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

       Мы крайне редко бываем объективными и, наверное, ещё меньше хотим быть таковыми. Потому что в этом случае нужно будет и себя оценивать по тем меркам, которые мы с таким удовольствием применяем к другим, оставляя себя за скобками.

 

НЕ   НРАВИТСЯ…

       Почему нам так не нравится, когда нас оценивают, критикуют, указывают на наши недостатки и ошибки? Да потому что мы считаем себя гораздо умнее и лучше других. Действительно, “а судьи кто?”…

 

ЛЮДИ  ГОВОРЯТ…

       Когда люди говорят о вас что-то плохое, то делают это всегда искренне, от души (“Верьте!”). За это им стоит быть благодарным. Когда хорошее – едва ли (“Не верьте!”). В лучшем случае, умиляются, что способны увидеть хорошее, любуются благородством души (собственной), красиво себя преподносят. 

    

В  ОПРАВДАНИЕ

       N.: – Мои слова продиктованы не цинизмом либо дурным воспитанием, но единственно стечением обстоятельств, есть лишь вынужденная, необходимая реакция на последние…

  ИСКРЕННОСТЬ    

       Почему мы столь редко бываем искренними? Во-первых, говорить искренне о себе – заведомо подставляться: обсмеют, по гроб жизни всё будут упражняться в остроумии. Во-вторых, правда о себе и о других обычно малоприятна; говорить подобные вещи даже при здоровой нервной системе сложно. В-третьих, – и это наш излюбленный тезис – вся правда, вся истина о человеке и мире ведома только Господу Богу. Говорить её может либо Он Сам, либо специально уполномоченные на то люди: пророки, святые старцы, профессора богословия, церковные иерархи etc. Лишний раз вторгаться в чужую епархию, наверное, не стоит. 

 

ОТРЫВОЧНОЕ

       Люди не живут моральными принципами. Они живут импульсами, инстинктами и интересами.

       Господи, как же хочется, чтобы всё и вся вокруг играло только по твоим правилам! Пожалуй, для счастья больше ничего и не надо!..

       Конфликты неизбежны. Конфликт – первейшая и наиболее естественная форма отношений между людьми. Потому что едва ли не основной “духовный” инстинкт человека – “Хочу, чтобы всё всегда было, как я хочу! Чтобы другие делали и вели себя так, как я хочу!”

       Не знаю, как раньше, но нынешним временам всякое сильное чувство – ненависть, месть, зависть, любовь, ревность etc. – как минимум, должно иметь финансовую подоплёку.

  

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ   ПРИРОДА

       Боевые действия в условиях лесистой, горно-лесистой, горной и пустынной местности признаются в военном искусстве наиболее сложными и требующими, пожалуй, максимального напряжения сил, поскольку в данном случае противостояние противнику сопровождается и мощным сопротивлением природных стихий. В таком случае борьба с человеческой природой также должна относиться к числу наиболее сложных и во многом бесперспективных кампаний. Вероятно, этим отчасти и объясняются достаточно скромные успехи практически всех мировых религий при внедрении ими среди паствы любви к ближнему, милосердия, благочестия, смиренномудрия и прочих добродетелей, свойственных истинно верующему человеку. Последний, как известно, отличается от обычного мирянина в первую очередь тем, что в духовной брани ему удалось выйти победителем и одолеть тем самым греховные страсти и помыслы.

  

ТЕОРИЯ   ОБЩЕНИЯ

       Внутри каждого из нас – десятки персонажей, как “хороших”, так и “плохих”. Пускаясь в контакты с себе подобными, необходимо выбрать, кто получше, и общаться только с ними, а от общения с “плохими” уклоняться. Так складывается “коридор возможностей” в отношениях с тем или иным человеком. Понятно, с кем-то он будет “шире”, с кем-то “поуже”. Особенно важно придерживаться этой методики, если общение с человеком является чем-то неизбежным, строго обязательным (родственники, начальство etc.). Такова, по крайней мере, теория.  

БЛАГОДАРНОСТЬ

       Скорее всего, от природы, генетически благодарность в человеческом существе не заложена; достигается в первую очередь нравственным, умственным усилием. Оттого столь редко встречается.

 ОСНОВНОЙ  ВОПРОС

       Вся жизнь – сплошь свиданьица и расставаньица. Основной вопрос всякой религии (и философии, этой, как мы знаем, служанки богословия; так издревле сложилось; всё остальное – неправильно) – будет ли ещё свиданьице за последним расставаньицем?

 

Возврат к списку