Русский язык как иностранный
сайт Михаила Бордюговского
Последние статьи
02.01.2015
КЛИШЕ_ФРАЗЫ_ДИАЛОГИ
01.01.2015
КЛИШЕ_ФРАЗЫ_Ответы // Ответики (:-)))
Все статьи
Последние комментарии
Случайные фотографии
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Монте Палатино (апрель 2010)</strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Монте Палатино (апрель 2010)</strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
  • <p><strong>Рим. Форум (апрель 2010) </strong></p>
Все фотографии

Мысли и заметки

“ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ  ПРИРОДА”

       Ну вот обычно всё говорится о “человеческой природе”, это мол, заложено в человеке, в его “природе”, ею едва ли не всё объясняется и очень многое оправдывается. Что же всё-таки представляет собой данная “природа”? Необходимо разобраться, определить более чётко то, что во многом ясно интуитивно.

       Человек есть прежде всего существо неполное, зависимое, постоянно нуждающееся в восполнении его физического естества, в любом ином случае, без притока, поступления извне, неизменно убывающее, умаляющееся, клонящееся к небытию, стремящееся к исчезновению. Это основное, фундаментальное человеческое качество, оно рождает страх перед будущим, неуверенность, растерянность, смятение, ощущение почвы, уходящей из-под ног, но страх – самое мощное, первичное и наиболее “человеческое” чувство.

       Ключевое понятие – это ресурс. Это прежде всего любая материальная субстанция, обеспечивающая человеку стабильное, гарантированное физическое существование, а в плане психологическом – чувство, как принято говорить, “защищённости, безопасности”, отсутствие страха перед будущим, “уверенность в завтрашнем дне” и т.п. Разумеется, отдельный, наиболее мощный ресурс, “ресурс ресурсов”, их, так сказать, “Песнь песней” – деньги. Собственно, в них воплощаются, переплавляются, результируются все материальные субстанции, необходимые для элементарного выживания и продления человеческого существования – чтобы “лампада жизни” не погасла раньше срока, а, кроме того, не забудем, обеспечивающие ещё и комфортные условия существования, что также немаловажно.

       Стремление к максимально полному, ничем не ограниченному контролю над ресурсом и желание распространить данный контроль на предельно возможный объём ресурсов – такой же базовый, “основной” человеческий инстинкт, что и “безопасность”, “сексуальный”, “агрессия”, “родительский” и т.п. “Обладание ресурсом”, “стремление”, “боязнь потери” – сокровеннейшее человеческое чувство и переживание, а если проще, всё то же чувство физического голода и страха, только перенесённое, спроецированное в сферу фантазии, воображения, то есть будущего. “Материальные интересы” – непосредственное и наиболее полное воплощение этого сущностного, онтологического, так сказать, человеческого свойства, “основного вопроса” человеческого существования – “за счёт чего жить”, как гарантированно обеспечить себя достаточным, необходимым и, по возможности, излишним – тем меньше будет страха. Человек едва ли способен обуздать в себе до разумных пределов это стремление, эту стихию подсознательного (либидо здесь пока ни при чём!), проще говоря, очень и очень многие, вероятно, подавляющее большинство обитателей социума совершенно безудержно в этом своём устремлении к ресурсу (по крайней мере, в мечтах и фантазиях). Либо, утверждая не столь категорично, к этому проявляют вкус и склонность прежде всего наиболее экономически активные и психологически устойчивые индивиды, наделённые мощным, агрессивным характером, остальные же поневоле оказываются вовлечёнными в их суровую борьбу и перенимают их определённые повадки.

       И этого одного уже вполне достаточно, чтобы вызвать жесточайшую конкуренцию между людскими созданиями, поскольку ресурс всегда ограничен, а стремление его “подчинить себе”, установить контроль, распространить этот контроль максимально и вширь, по горизонтали, и вертикально, вглубь, как уже сказали, практически неограниченно. Дальше начинаются уже довольно скучные, вполне предсказуемые вещи: всевозможные интриги и хитроумные комбинации, столкновения и конфликты интересов, “споры хозяйствующих субъектов”, судебные иски и разбирательства, даже, подумать страшно, преступления. 

       Но “человеческая природа” – это ещё и сила воображения, фантазии, а она ни с чем не сравнима, оттого без конца перед внутренним взором встают (а) картины блаженств, вытекающих из обладания ресурсом; (б) ужасы, обусловленные его отсутствием или недостатком; (в) возможные происки конкурентов, “злых, нехороших людей”, намеревающихся захватить, подчинить себе Ресурс, который мы с полным правом считаем принадлежащим нам и более никому. Всё это толкает индивидов, в первую очередь “пассионарную” их часть к весьма активным и решительным действиям.

       Итак, “человеческая природа” – это всё, что связано в человеческом поведении и действиях, поступках с желанием иметь в качестве собственности, со стремлением безраздельно обладать, контролировать ресурс, это все человеческие поступки и “душевные движения”, обусловленные данным чувством.

       Следовательно, суть “человеческой природы” и человека как такового – в стремлении обладать, контролировать, преумножать, накапливать Ресурс, максимально распространять обладание и контроль над Ресурсом как вширь, так и вглубь, защищать, оберегать Ресурс от захватнических поползновений.  

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ  ПРИРОДА

       Особенно сложно воевать в горах, джунглях, пустыне: помимо противника приходится бороться ещё и с природой, и ещё неизвестно, что тяжелее. Но сложнее всего противостоять человеческой природе – и в себе, и в других. А есть ли, кстати, в человеке что-либо ещё, кроме его „природы“? Сущность многих, вероятно, только их природой и исчерпывается. Но всё-таки, что ещё заключено в человеческом существе помимо его “природы”? Свободная воля, дух? Тоска по небесам? Любовь к ближнему?

ПРОЯВЛЕНИЯ  „ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ПРИРОДЫ“

       Люди прежде всего природные, биологические существа, поэтому едва ли не каждое их устремление и движение обусловлено природными же, физиологическими факторами, точнее, психофизиологическими, и поэтому столь проблематично обнаружить в их душевных проявлениях хотя бы некоторые, продиктованные какими-то иными мотивами.

       ... Это всё богатые и разнообразные, на первый взгляд парадоксальные, неожиданные, нелепые, малоприятные и т.п., но сущностно глубоко закономерные, объективные проявления так называемой “человеческой природы”.

       ... И оттого не стоит как-то особо удивляться странностям и несуразностям в поведении других людей: это исключительно наш субъективный взгляд на вещи, и миллионы человеческих существ необычайно естественны и органичны практически в любом своём проявлении или действии, поскольку они просто-напросто живы: всё живущее, актуально существующее действительно и разумно своей внутренней логикой, логикой живого существа.  

*     *     *     *     *

       И вот ещё какой атрибут и ярчайшее её проявление – судя по житейским наблюдениям, хотя и поверхностным. Человек менее всего существо возвышенное и благородное. Всё, что ему под руку не попадётся, – родные и близкие, друзья, коллеги, знакомые и незнакомые люди, родина, вера отцов, традиции предков, Христос, Магомет, Будда etc., человечишка, влекомый единственно природными инстинктами и эгоистическими страстьми (а нравственным чувством – в последнюю очередь), использует для своей нужды, цели, интереса, потребности – телесной, психической, любой иной. Всё это и бесчисленное множество иных предметов, не задумываясь, готов он употребить ради собственной выгоды, материальной пользы и благополучия, развлечения и удовольствия, на потребу своим тщеславным амбициям, безудержному самомнению, прочим малоприятным душевным свойствам; ещё чтоб как-то совладать с тяжелейшими комплексами, их умягчить, снять, пусть иллюзорно, обострение – список, мы знаем, бесконечен. – Затем, добившись своего, ежели будет в подобающем расположении духа, какие угодно благородные, прекраснодушные основания под своё поведение подведёт, какими угодно высочайшими порывами свои действия объяснит. Психологи, лингвисты, риторы, лицедеи все просто замечательные! А не будет расположения – и до кратеньких объяснений не снизойдёт, словечка не обронит. Какие, в самом деле, могут быть отчёты, разъяснения, оправдания перед теми, кто и в подмётки тебе не годится? – И, честное слово, не понимаю, почему с таким негодованием произносится (правда, в фильмах)  клишированная фраза „Ты меня использовал!“. Для великого множества из нас это и есть единственно возможный и доступный способ общения и взаимодействия с себе подобными. Съел конфетку – фантик выбросил. Выпил банку колы или пива – тоже выбросил, забыл о ней. (Пока полная – живой предмет, необходимый, желанный. Пустая – мёртвый, скорей избавиться). И сразу всё забывается. Почему с людьми должно быть иначе? – Бывает, впрочем, и так, что благодарная память о выпитом-съеденном хранится довольно долго. (Шашлык был необыкновенно вкусным, спиртное удивительно легко и приятно шло и т.п. На самом деле, конечно, компания была сердечная, сверх обычного „душевная“, день ясным и солнечным, то есть всё „атмосферой“, „психологическим удовольствием“ объясняется).

       Но ведь это не повод, чтобы вообще отказаться от еды и питья и в жизни своей больше людей не использовать, под нужду свою не подстраивать? 

*     *     *     *     *

       В момент рождения („И вдохнул в него Господь дыхание жизни“ (Библия))  человек получает, наделяется именно человеческой природой, отнюдь не ангельской. И поведение его этой природой диктуется, всецело ею определяется. А ожидать от него ангельского поведения стоит едва ли.

       А „человеческая природа“, её основные „психологические составляющие“ – они примерно следующие: зависть, коварство, радость, что у ближнего неудача, суетливая, безостановочная деятельность по заполнению Пустоты (желудочно-кишечного тракта и душевной; для нас сущность человека именно в ней, в Пустоте), настороженность, стремление не упустить своего, держать под контролем как можно больший Ресурс, отгонять чужих, жажда всегда и во всём максимальной выгоды и комфорта, тщеславие, самолюбие, заносчивость, гордыня – рука писать устала… 

*     *     *     *     *

       „Человеческая природа“ (ЧП) – именно она, с точки зрения формальной логики, и делает человека человеком. Именно ею человеческое существо и наделяется в момент рождения. Если точнее, то надо говорить о первичной и вторичной ЧП. Вторичная – это когда первичная по факту рождения (= анатомия, физиология и т.п.)  уже присутствует, а затем желательно, чтобы на этот биологический, природный фундамент наслаивались благородное воспитание, солидное образование, усвоение планов, моделей, схем разумного поведения в социуме (фактически – нравственно-этических ценностей), приобщение к высшим образцам культуры, искусства и литературы etc. Совсем уж безмятежная картина получается, если именно эти красивые, правильные вещи, а не природные „импульсы“ и „мотивации“ в решающей степени определяют поведение человека, его выбор в непростых жизненных ситуациях. В этом случае можно, наверное, говорить об „идеальной“ ЧП, но на практике в огромном большинстве случаев реализуется первый вариант: „Физический человек реален, а моральный только проблематичен“ (Ф. Шиллер).

*     *     *     *     *

       Кстати, какую природу получили при их сотворении Адам и Ева? По логике вещей (и теологов: для них Адам – совершенный человек, а Иисус – новый Адам), сразу вторичную (= свободную от греха) – во всяком случае, физически бессмертную. Да нет, что касается „вторичной“ – не слишком всё убедительно выглядит. Как они описываются в Библии на первых страницах, эти первочеловеки, творения непосредственно Господа – просто слабоумные какие-то, по крайней мере, их глупость (= неспособность увидеть, представить последствия своих поступков) и непослушание очевидны, ведь сказано было: не трогайте и не ешьте (плодов с Древа познания), но Ева, конечно и трогала, и ела: „Змей соблазнил меня (= должно быть, первейшая функция женщины в социуме; первое событие всемирной истории с участием женщины!)  и я ела“. Адам ещё более походит на дебила: она мне сказала „Ешь“, и я ел. В лучшем случае, наивные, несмышлёные дети. Видимо, потенциал „личностного роста“ был заложен, но на страницах Библии он „не прописан“ и не успел никак реализоваться. Успел бы, стали бы высокоморальными существами – ничего б не нарушили, тогда вообще ничего б и не было! (Ведь какой может быть „рост“ в райских-то садах и кущах – полная, совершенная дружелюбность окружающей среды!)  Никакой истории – ни легендарной, библейской, ни „актуальной“ – не состоялось бы; людям просто неоткуда было бы взяться.

       С другой стороны, всё правильно получается: Г-дь как мудрый родитель понимал, что, держа их в Эдеме, Он  условия для „личностного развития“ Адаму и Еве создать никак не сможет, оттого, вероятно, и допустил быть греху и отправил возлюбленных чад своих „в свободное плавание“. Так и должно быть: всё самое главное в жизни ты должен сделать сам – путь непростой, но единственно верный.

       Возвращаясь вновь к Адаму как идеальному Божьему созданию (в представлении теологов). Судя по нескольким стихам из Библии, ему посвящённым, подобным образом его аттестовать довольно сложно. Остаётся лишь такой вариант: неповторимой личностью, яркой индивидуальностью, „профессионалом в своём деле“ (прежде всего, выживания во враждебной среде – они с Евой были первопроходцами!)  наш герой  сделался уже в последующей земной жизни, в этой, так сказать, „юдоли печалей и слёз“, в преодолении земных невзгод, в столь знакомым и нам житейских борениях и испытаниях. (Бога он, конечно, не забывал, только с Его помощью со всеми тяготами и совладал). Быть может, именно этот жизненный урок он выстрадал и затем передал всем своим потомкам. Священная история, однако, по данному пункту никаких разъяснений не приводит. Тем не менее, вполне возможно, что именно в этом и состоит смысл (один из множества) истории грехопадения и изгнания перволюдей из Рая.

       А сходство между Адамом и Иисусом, раз уж оно не даёт нам покоя, скорее, в другом. В своё время Г-дь Б-гъ подверг и того, и Другого весьма близкой „процедуре“ (если не по сути, то по форме несомненно). Он „трансформировал“, говоря церковным языком, „пресуществил“ плоть Адама из божественной (= свободной от смерти и греха)  в земную, тленную, то есть человеческую (тем, что попустил греху и смерти войти в нащ мир). В свою очередь Иисус, сообразуясь с замыслом Отца, также восприял человеческую плоть, через которую и принял крестную смерть, как и любой принадлежный миру сему, миру дольнему. Таким образом, и Адам, и Иисус, каждый в своё время, обрели человеческую телесную сущность, придя, правда, к такому состоянию каждый своим путём.

       И тогда вообще получается, что вся Священная история, её сокровенный смысл могут быть раскрыты и объяснены через „приключения“, трансформации плоти, её переходы из одного „агрегатного состояния“ в другое. Поясним. Человек создан Господом Богом „из праха и глины“, плоть его (= Адама и Евы) вечна, неизменна, свободна от греха и тления. Затем следует событие грехопадения, происходят, казалось бы, необратимые изменения плотского, материального состава: тело человеческое становится бренным, подверженным упадку и умиранию. С того момента лишь подобная плоть наследуется всеми нами при рождении. Иисус, будучи ипостасью живоначальной Троицы, воплотился, однако, в земном, человеческом теле, вместе с тем глубочайший – спасительный! – смысл Воскресения как раз в том и состоит, что Сын Божий вновь обретает бессмертную плоть, роднящую Его с Адамом, – ещё той поры, когда последний не преступил волю Бога-Отца. (Душа человеческая бессмертна изначально, следовательно, Воскресение есть акт восстановления утраченной гармонии, возвращение в потерянный Рай). А все уцелевшие после Страшного Суда, все праведники и чистые сердцем, облекутся в своё прежнее, земное тело – но в награду за благочестие оно, как и Иисусово, будет нетленно во веки веков! – В общем, вполне стройно, убедительно, логично. Есть, и в самом деле, от чего преисполниться верою, надеждой и мыслить себя христианином. 

 

Возврат к списку